Браное ткачество. Исследование 2



  • Хочу выполнить в технике браного ткачества узор (см. рис.1). Взяла его из книги «Беларускія народныя паясы. Тэхнікі вырабу. Арнамент” Манахіня Васа (Селівончык), Мінск, “Беларуская навука”, 2014(с. 203 №11). Схему слегка видоизменила по ходу работы (в 6-м ряду в центре ромба добавила белую клеточку,чтобы уменьшить длину узорной нити на этом участке – объяснение в конце).

    alt text
    Рис. 1

    На рисунке 1 пронумерованы ряды, как они будут идти при выполнении их на станке: сначала 1-й узора - ему соответствует схема набора ниток – ряд 1 под узором (черный цвет шрифта);

    Затем соответственно ряды 2 – соответствует ряду 2 схемы красный цвет шрифта и т.д.

    Как видно на схеме, до 6 ряда для получения узора необходимо набрать разное число нитей исходя из того, что на 1 клеточку узора у меня должно пойти 2 долевые нити + по 2 ряда прохода узорной нитью.

    Нитку для браного узора беру в 2 раза толще основной и уточной. Т.е. если те у меня шли по 2 нитки в сложении, то эта уточная узорная пойдет в 4 сложения.

    Итак у меня теперь будет 2 челнока:

    1-й с основной уточной нитью, которой проходили все полотно – у меня это синяя нить в 2 сложения (тех, кто на фото будет считать ниточки, прошу учесть этот момент) и

    2-й – с узорной нитью (голубая) в 4 сложения .

    Перед выполнением узора нужно запомнить в каком положении бердо я закончила последний ряд полотна. У меня это была верхняя позиция бердо (№2). Это необходимо для того, чтобы после прохода узорной нити закрыть проход обратным проходом основной уточной (синей) нити и пойти она должна в нижнем положении бердо №1

    Ставлю бердо в нулевую (среднюю) позицию (напомню: все ниточки на одном уровне) и начинаю набирать на бральницу первый ряд, (см схему Рис.1):

    Опять 4 краевые в счет не входят – оставляю их просто для кромки и набираю 1 через 1 – 1 на бральницу (сокращение: н.б.), 1 под бральницу (п.б.) , 1 н.б. и 1 п.б.

    Нити, которые будут соответствовать черным клеточкам должны проходить под бральницу, а соответствующие белым клеточкам – на бральницу. На фото 2 уже один ряд набран подобным образом, так что тут показан повтор (1-е фото пришлось забраковать).

    Начинаю набирать узор по рис. 1:

    1. выполняю первый ряд (черный цвет шрифта под схемой на рис. 2):

    4 долевые нити п.б., 6 н.б., 6 п.б., 6 н.б., 4 п.б., 2 н.б. и так далее до конца ряда 1.

    alt text
    Рис. 2

    1. Бральницу ставлю на торец, челнок с узорной нитью пропускаю в раскрывшийся зев.

    Но бральницу я еще не удаляю – теперь нужно будет сделать обратный ход первым челноком с синей нитью, а для этого закрыть набранный ряд, но он мне будет нужен еще раз для второго прохода узорной голубой нитью. Кроме того, этой же схеме набора будет соответствовать 11-й ряд узора (рис. 1) и его тоже придется набирать. Значит набранные по схеме нити нужно сохранить. Раньше я это делала легко - в поднятый зев за бердо можно было бы ввести палочку и отвести ее дальше к навою, чтобы не мешала. Но в этом шарфике я взялась за выполнение узора в конце работы, когда у меня уже видны привязанные к заднему навою нитки. Места на палочки нет.

    Вышла из положения при помощи ниток. В поднятый бральницей зев пропустила плотную в 2 сложения нитку Ириса с большим запасом, распределила ее вверх-вниз, чтобы не мешала подниматься нитям, как показано на рис.3. Нитку связала чтобы не вытянулась ненароком и отодвинула ближе к бердо.
    alt text
    Рис. 3.

    1. Выполнила проход основной уточной (синей) нитью в положении бердо №1 (напоминаю: т.к. работу над полотном перед выполнением узора я закончила в поз. бердо № 2).

    2. Выполню второй проход узорной нитью в обратном направлении. На фото ( Рис 4) видна палочка, которую я втянула в свободные петли ниток, чтобы их поднять, но дальнейшая работа показала, что потом она только мешает.

    3. выполнила проход основной синей нитью в позиции бердо №2.

    4. Набрав на бральницу 2 ряд по схеме на рис. 1 (красный шрифт) аналогично повторяю п.п.1-5 (рис. 4)

    alt text

    Рис. 4

    И далее до строки 6.

    К 6-му ряду накопившиеся у бердо ниточки-хранительницы набора уже мешают открывать зев – лишь детально обозначают, где какая ниточка. Рис. 5. Почти постоянно помогала бральнице пальчиками расширять зев. То ли дело за бердо – там отодвинув их к навою ничем не мешаешь работе.

    alt text
    Рис. 5

    Поняла, что как выход этот вариант годится только когда необходимо пройти небольшое число рядов. Во всяком случае 6, явно, допустимый предел.

    Начиная с 7 ряда количество этих ниточек стало приятно уменьшаться, а узор становиться более похожим на выбранный.

    alt text
    Рис. 6.

    И вот конец работы. Рис. 7. Осталось сделать еще одну узорную полоску из белых нитей, соткать 3 см

    alt text
    Рис. 7

    Заметки:

    1. Похоже, что для такой свободной заправки нитей выбранный шаг (на 1 клеточку 2 нити и 2 прохода узорной нити) достаточно велик – там, где в узоре было 3 клеточки 6 нитей) уже получился длинный выход узорной нити, а там, где их было 5 и вовсе удобная цеплялка – потенциальный источник для затяжек. Нужно или уменьшить шаг (1 клетка - 1 нить, но 2 прохода) или выбрать узор, в котором не больше 3 клеточек в ширину (в идеале 2). На схеме Рис. 1 я именно с этой целью изменила узор, обнаружив неприглядную картину получающегося орнамента. Хоть на одном участке удалось укоротить набранный участок.

    2. Чтобы ширина сотканного полотна не уменьшалась для растяжки, пока нет шпарутки, использовала крокодилы для штор связанные резинкой и пропущенные под станиной (рис. 8-9).
      alt text
      Рис. 8

    alt text
    Рис. 9

    1. На рис. 8 т.же показано, как я выкручивалась, чтобы не перематывать уже намотанную на челнок нить ( для узорной она должна была быть в 2 раза толще, т.е. в 4 столки) – выполнив один проход обводила узорную нить вокруг последней и направляла челнок назад в раскрытый зев для еще одного прохода.

    2. После прохода узорной нитью необходимо выполнять проход уточной и при этом хорошо бы для получения ровного края перевивать их, как показано на рис. 10.
      alt text
      Рис. 10

    3. Вначале повествования я написала фразу: “Перед выполнением узора нужно запомнить в каком положении бердо я закончила последний ряд полотна”. На рис. 11 можно увидеть, для чего нужно внимательно следить, чтобы сохранялась правильная периодичность проходов уточной нитью . В нескольких рядах я сбилась (обводка красным цветом) и это стало ярко заметно на участке, со светлой долевой нитью. Светло-зеленым цветом показан участок пройденный верно.

    alt text
    Рис. 11

    Итог работы шарфик длиной 1,2 м и шириной 24 см

    alt text
    Рис. 12

    Фрагменты:

    Концы шарфика с узорами:

    1. лицевая сторона:
      alt text
      Изнанка:
      alt text

    2. лицевая сторона

    alt text

    Изнанка:

    alt text


  • Модераторы

    А ведь можно так сделать чтобы и с изнанки был прекрасный узор ?



  • Так он и получается интересным. Вот чтобы и с изнанки то же самое, я еще поучусь. Но , если я правильно поняла объяснения Детелиной (видео в инете- уже не помню, какое), для этого нужно от 4-х и до 8 ремизок. У нас с Наташей их мало.


  • Модераторы

    Участник @vesja написал в Браное ткачество. Исследование 2:

    Вот чтобы и с изнанки то же самое, я еще поучусь.

    Я в руках когда-то такое держал 🙂



  • @vesja Я все равно не понимаю, как ты выходишь на вузор. Вот не доходит до меня и все тут.



  • Ты мне свои бердышки еще вблизи не сняла. Как могу объяснить?.. Да, и хорошо бы ты заправила хоть 40 ниток, хоть на салфетку - тогда я тебе буду говорить, что делать. А так тяжело конечно.
    Самые крайние 3 ниточки я набираю на бральницу через одну - не считая. Это кромочные нитки. На них узора не делаю. Чтобы было правильно, если я предыдущий ряд закончила в положении 1, то на время поднимаю бердо во второе и набираю 3 ниточки на бральницу. Затем опускаю бердо в 0 позицию - когда все нитки на одном уровне.
    и вот теперь буду набирать узор .

    Посмотри на узор - ряд №1: 2 клеточки темные, 3 белые, 2 темные, 3 белые…
    Теперь представь, что каждой клеточке соответствуют 2 долевые ниточки натянутые на станке.
    Для 2-х клеточек это должны быть 4.
    Темные клеточки - 4 нитки под бральницу - носик бральницы проходит над ними и захватывает 6 ниточек, затем проходит над 6-ю нитками (соответствуют 3-м темным клетками) и захватывают снова 6 (соответствуют 3-м белым клеткам)… И так далее…
    О, теперь я поняла - у меня пропали фото, на которых я набирала 1-й ряд… Поэтому ты наверное не поняла. На 2-м фото уже показан набранным 2-й ряд… Пошла искать.



  • @наталья
    Все первые фото расплылись и я их повышвыривала. Остается ждать, пока на новом шарфике дойду до места узора…
    Видео не могу пока снять - не хватает сиушки у фотика и ХЗ куда его установить, чтобы все было видно. Некому помочь…



  • Да Нинусь, поищи, а то у меня скоро мозг закипит, ничего не понимаю)))



  • Отдохни. Сперва узор подберу. Надоело на старом мукаться.
    2 дня не могла сесть за работу.



  • @vesja Ага, хорошо))


 

Похоже, подключение к Форум Блога Тропа Духа было разорвано, подождите, пока мы пытаемся восстановить соединение.